В сентябре 2009 года исполнилось 80 лет со
дня выпуска первого мотоцикла марки ИЖ.
Производство мотоциклов в
Ижевске связано с именем Петра Владимировича Можарова, талантливого инженера и
заядлого мотоциклиста. Можаров фактически стал организатором серийного
производства мотоциклов в СССР.
Можаров Петр Владимирович.
Конструктор первого Ижевского мотоцикла. Еще до революции проявились его
незаурядный талант конструктора и умение работать своими руками – он
отремонтировал и вернул к жизни не одно транспортное средство – автомобиль,
катер, а в 1914г. восстановил нелетающий трехместный самолет, на котором сам
совершал полеты над окрестностями Тамбовской губернии, где находилось имение
его отца.
Но страстью его были именно
«железные кони» - в Ижевске (Можаров работал в Ижевске с 1924г.) долго помнили,
как Можаров каждый день с оглушительным треском мчался из инженерного барака N
22 на работу и обратно на единственном тогда в Ижевске немецком мотоцикле.
Однако, эта особенная любовь к мотоциклам не только передалась ижевчанам, но и
до 70–80 х годов была такой яркой особенностью ижевского менталитета и образа
жизни, которые и не снились байкерам последующих времен.
Весной 1928 г. П. В. Можаров
подал официальное предложение об организации выпуска мотоциклов на
Ижстальзаводах.
В 1928 году в Ижевске на
Ижстальзаводе было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое
возглавил П. В. Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены
и испытаны первые ижевские мотоциклы.
17 сентября 1929 году из ворот
завода выехал «Иж-1» - трехсоткилограммовый красавец со штампованной рамой, с
прогрессивной по тем временам карданной передачей.. Наиболее важную для завода
1200-кубовую машину обозначили Иж-1, вторую модифицированную модель с
принудительным охлаждением двигателя и приводом колеса коляски - Иж-2, а самый
первый мотоцикл с мотором Wаndеrеr - Иж-3. Историки техники считают 17 сентября
1929 г. датой создания первого ижевского мотоцикла, но в действительности ИЖ -1
сделали после Иж-3. «Тройку» изготовили и обкатали еще весной 1929 г.Мотоцикл
Иж-1
1929 год — это расцвет таланта
инженера Можарова. За восемь месяцев он создал пять моделей мотоциклов,
полностью закончив их компоновку, и шестую модель — в эскизах. Появилось
славное поколение первых «Ижей» - «Иж-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4» - лучшая из
ижевских моделей, «Иж-5», «Тремасс-300», «Л-300», «НАТИ-А-750».
В 1932 году при Наркомате
тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению.
По ее решению на базе опытных
мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь
организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают
выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300 —
некоторые экземпляры его дожили до наших дней. Потом были у Можарова и поездки
за границу, и работа над отечественными мотоциклами в Ленинграде и Москве.
Массовое производство
мотоциклов началось на ижевском машиностроительном заводе в 1946. Cразу же
после войны, в 1945 году, в Ижевске была вновь организована конструкторская
группа по мотоциклостроению. Вскоре сюда перевезли из Германии чертежи и
техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя,
приступили к выпуску копии под названием ИЖ-350.
После серьезной модернизации
этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. В его конструкции применялись технические
новинки, такие как передняя вилка телескопического типа, задняя подвеска с
гидравлическими амортизаторами и многие другие. Это создало комфортабельность
езды и обеспечило надежность в эксплуатации.
А потом Ижевск стал главным
мотоциклетным городом Советского Союза. К концу 70-х годов его конвейеры могли
выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Мотоциклы ИЖ приобрели хорошую
проходимость в плохих дорожных условиях. Они стали весьма популярными среди
населения.
Позднее начали производиться и
спортивные мотоциклы, предназначенные для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых
соревнований. Настоящее признание пришло к мотоциклам ИЖ с появлением такого
семейства как «Иж-Юпитер», «Иж-Юнкер», «Иж-Планета» и «Иж Планета спорт».
Сегодня рынок предлагает
любителям мотоциклов продукцию ведущих мировых производителей мототехники и
отечественные мотоциклы составляют им слабую конкуренцию в плане технических
характеристик и дизайнерских решений. Но благодаря относительной дешевизне,
конструктивной простоте, доступности, комплектующих и запчастей, Ижевские
мотоциклы до сих пор по-настоящему любимы в народе.